Лекции по истории искусств История рекламной фотографии Аналоговая фотография и ее значение в рекламном дизайне Методы обработки рекламной полиграфии Создание компьютерных фотоэффектов

Искусство Испании 17 век

Причины блестящего развития испанского Искусства. Краткая историческая справка развития Испании.

Искусство барокко в архитектуре Испании. Застройка Мадрида. Черты Восточного искусства в интерьерах барокко. Эскориал.

Творчество Эль Греко. Особенности его живописи.

Реализм творчества Хусепе Риберы.

Материализм творчества Франсиско Сурбарана.

Творчество Веласкеса. Мастерство композиционного и колористического решения в работах художника. Портретная живопись Веласкеса.

Причины блестящего развития испанского Искусства. Краткая историческая справка развития Испании Конец 16 — первая половина 17 в.— период блестящего расцвета испанской культуры, ознаменованный деятельностью Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Сервантеса, автора бессмертного «Дон-Кихота» — подлинной энциклопедии народной жизни Испании 17 в. Изобразительное искусство Испании, и, прежде всего живопись, шло по пути реализма. Национально-бытовой колорит произведений испанских художников сочетался со страстными поисками прекрасного и возвышенного. Готическое искусство История зарубежного и русского искусства

В отличие от передовых для того времени странах Европы — Италии и Нидерландах - в Испании подъем искусства наступает позднее. Как ни странно, он пришелся на время ослабления экономической и политической жизни страны и утверждения в ней реакционной формы абсолютизма. На изобразительное искусство и его тематику оказала сильное влияние Католическая религия, игравшая большую роль в жизни Испании. В живописи преобладали религиозные сюжеты, которые истолковывались художниками в аспекте реальной жизни. Самый смелый полет поэтической фантазии претворялся в образах, подсмотренных в повседневной жизни. В своих произведениях испанские художники сумели передать такие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство чести, связанное с личными заслугами.

Особенности политического и экономического строя Испании 17 в. 1. Своеобразие испанской культуры 17 в. определялось соотношением классовых сил в обществе. С одной стороны испанское общество состояло из могущественной аристократии, с другой стороны - широких масс народа, крестьянства и плебейских элементов. Буржуазия, экономически слабая, мало сплоченная, не имела веса в общественной жизни страны и почти не участвовала в создании ее культуры. Это обусловило распространение в испанской культуре реакционно-сословной, дворянской и религиозной идеологии. Испанское общество было еще патриархально монолитным и не знало крайних форм индивидуализма, нередко проявлявшихся в эпоху Возрождения в Италии. Поэтому только в Испании могло существовать реалистическое искусство, «от которого пахло землей», и наряду с этим изысканно утонченное, болезненно хрупкое искусство для «посвященных».

2. Испанская интеллигенция не оставалась чуждой передовым идеям эпохи. В политических трактатах появлялись мысли о суверенитете народа; возник интерес к естественным и точным наукам, делались открытия в астрономии, физике, математике, географии. Ни в одном европейском театре того времени нельзя найти такого острого выражения социального протеста, как в «испанских драмах чести».

3. Демократизм и утонченный интеллектуализм - специфические черты испанского искусства 17 в. Их можно понять, исходя из особенностей исторического развития Испании.

Когда-то, на заре средневековья, весь Пиренейский полуостров был завоеван арабами. Коренное испанское население оказалось недостаточно сильным, чтобы это завоевание предотвратить, но достаточно непокорным, чтобы с ним не примириться. Крохотный клочок земли в горах на севере Пиренеев — единственный, оставшийся в VIII веке не подчиненным арабскому эмирату, — стал исходным пунктом упорной, целых семь столетий длившейся реконкисты, то есть обратного отвоевания Испании у мавров (так называли арабов). Продвигаясь с севера к югу, отвоеванные территории все росли и росли, наконец, осталась последняя цитадель арабов — Гранадский халифат, и она тоже пала в конце XV века: реконкиста завершилась. Таким образом, вся средневековая история Испании, все становление этой нации происходили в постоянной борьбе против ига чужеземцев. Можно представить, какой отпечаток это наложило на обычаи, нравы, национальный характер испанцев. Все романтическое, что ассоциируется у нас с Испанией, — рыцарственность, непреклонное чувство чести, горделивость и пламенность — все это не только наивные ходячие представления об испанской экзотике. Конечно, в них много поверхностного, но они стали ходячими не без оснований: их корни в реальной истории. Но здесь была и другая сторона. Реконкиста велась под знаменем борьбы против мусульман, «неверных». Христианская церковь играла в ней весьма воинственную роль и способствовала укоренению религиозного фанатизма в народе. Власть церкви срасталась с властью короля. И это имело серьезные последствия для всей испанской культуры. Пока длилась реконкиста, искусство испанцев, никогда не сливаясь с мавританским искусством, все же невольно испытывало его воздействие.

Конец XV века был для Испании настоящим историческим торжеством. Она полностью освободилась от мавров и объединилась под властью «католических королей» — Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, вступивших в брак.

И в это же время Христофор Колумб достиг берегов Америки, открыв путь колониальным захватам. В конце 15 — начале 16 в. города Валенсия, Севилья, Толедо стали центрами новой, ренессансной культуры, свободолюбивые идеалы которой также оказали огромное воздействие на формирование сознания испанского народа. Испания, втянутая при Карле V и Филиппе II в мировую политику, завоевав Америку, вышла из многовековой изоляции, соприкоснулась с передовой Европой. Солдаты Кортеса и Альбы, отважные купцы, искавшие золото во всех частях света, утратили в боях и приключениях немало дедовских заветов. Испанская аристократия усвоила от итальянцев языческие вкусы Возрождения, тягу к роскоши, жажду удовольствий и личного счастья, у французов — свободу нравов. Идеи гуманизма, особый интерес к проблемам психологии нашли выражение в литературе и искусстве того времени. Последнее, однако, не смогло достигнуть полноты художественного выражения новых идеалов и вполне сложиться как искусство Высокого Возрождения. Крах политики испанских королей, пытавшихся создать мировую империю, катастрофическое разорение городов, последовавшее за революцией цен в мировом масштабе, привели страну к обнищанию. В ней наступила феодальная реакция, давали себя чувствовать последствия контрреформации.

Испанское общество не сразу нашло себя в искусстве. В конце XV века там были интересные готические художники, больше всего тяготевшие к нидерландцам и сохранившие многое от мавританского влияния. В XVI веке это течение вытесняется итальянизирующим, которое, как почти всюду, было несколько искусственным, пока не переработалось в нечто свое. Его поощрял Филипп II. При нем был выстроен знаменитый Эскориал — очень внушительный, величавый и холодный дворец монастырь близ Мадрида, ничем уже не похожий на нарядный стиль «платереск».

Далее, в XVI веке, испанская монархия продолжала делать блистательную мировую «карьеру». Уже внук католических королей, породнившихся с Габсбургской династией, Карл V, стал ни больше, ни меньше как императором Священной Римской империи: он властвовал над Нидерландами, Германией, Италией, эксплуатировал американские колонии. Потом его владения перешли к его сыну — Филиппу П. Но весь этот грандиозный политический бум строился на экономическом песке. Внутри самой Испании не происходило серьезного роста национального производства: испанские гранды и королевский двор предпочитали роскошно жить за счет колониального золота и богатых Нидерландов, а в Испании тем временем воцарялось запустение нищета. Сюда присоединялись ужасы инквизиции, которая свирепствовала и в Испании и в подвластных странах, возбуждая там ненависть населения. К концу XVI века Северные Нидерланды отделились от Испании — это было началом ее банкротства.

Архитектура. Искусство барокко в архитектуре Испании. Застройка Мадрида. Черты Восточного искусства в интерьерах барокко. Эскориал. В преддверии 17 в. в архитектуре Испании господствовал интернациональный маньеризм со стилем платореско и идеями из Италии. В течение 15 в. Испания являлась прежде всего страной готического искусства. Введению форм и идей итальянского Ренессанса помешало запоздалое принятие стиля платореско. Ренессансные мотивы интерпретировались в чисто декоративном смысле – большинство исламских и готических элементов были также трактованы как чисто формальные элементы  - и прикладывались к структурам, которые оставались средневековыми в своей основе.

Творчество Эль Греко. Особенности его живописи. Первым подлинно великим испанским художником на рубеже XVI и XVII веков был не испанец, а грек родом с острова Крит, за что он и получил прозвание Эль Греко, настоящее же его имя Доменико Теотокопули. Крит был тогда последним очагом угасшей византийской иконописи, и в юности Греко, по-видимому, писал иконы. Потом он переселился в Венецию, учился у старого Тициана и вошел в круг знаменитых венецианских колористов. Его картины этого периода — вполне итальянские по духу, больше всего напоминающие Тинторетто. Но в них есть какая-то очень индивидуальная нота экстатичности, звучащая еще не в полную силу.

Реализм творчества Хусепе Риберы. Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был Хусепе Рибера (ок. 1591—1652), живописец и график. Он учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Посетив Рим и Парму, Рибера поселился и большую часть жизни прожил в Неаполе, однако остался глубоко национальным художником. В творчестве Риберы преобладали религиозные темы, трактованные с жизненной достоверностью, бытовой конкретностью и драматизмом. Художник обращался также к мифологическим сюжетам, писал портреты, воплощая в них, как и в реализованных композициях, национально-самобытные индивидуальные характеры испанцев из народа.


История живописи, архитектуры, дизайна