Лекции по истории искусств История рекламной фотографии Аналоговая фотография и ее значение в рекламном дизайне Методы обработки рекламной полиграфии Создание компьютерных фотоэффектов

Архитектура Германии.

Параллельное развитие ранней готики во Франции и поздней романики в Германии. Школа поздней романики в Кельне – до 1230, Санкт Гереон, Санкти Апостоли, Санкт Куниберт. (При этом – проникновение некоторых готических элементов). В итоге - значительно более позднее распространение стиля, и его последствия в типологии и эволюции немецкой готики. Влияние Франции (не столько классических кафедральных соборов Севера, сколько более скромных - Бургундии и Юга) и национальное своеобразие архитектурных решений в соборе в Магдебурге - первой постройке целиком по готическому плану. Характеристика архитектурной структуры и иконографической программы соборов Германии по сравнению с Францией: разнообразие архитектурных элементов, вместо тенденции к их унификации и однородности пространства; отсутствие полного «растворения» стены; отказ от трифориума ради акцента на стену между аркадами и окнами; напоминающее романику противопоставление и уравновешивание элементов; ослабление преемственности архитектурных решений при длительном строительстве собора (напр. в Страсбурге); размещение аркбутанов под крышей боковых нефов, вместо французского, открытого способа их возведения. Другая концепция фасада - как независимая структура, а не как место перехода из внешнего мира в храм. Ее последствия: а) в сохранении романских традиций западного завершения храма, уравновешивающего его восточный конец, б) в латентной «центричности» сооружения.

Кирпичная готика севера и востока Германии и зависимость конструктивных и декоративных решений от материала (Мариенкирхе в Любеке и ее влияние на «кирпичную» готику восточной Германии). Развитие готики здесь с второй половины XIII по оригинальному пути – так называемая “Backsteingotik”.

С 1122 – развитие немецкой цистерцианской архитектуры и ее влияние на готическую.

1190 – 1220: период переходного стиля (Дехио) или период застоя в стилевом развитии ? (Гродецки) Строительство храмов в Бале, Вормсе, Страсбурге. Разнородный характер этих памятников, при общей позднероманской основе и даже оттоновских реминисценциях.

1211 – начало строительство храма в Лимбурге на Лане – сооружения целиком готического. Четырехчастное деление стены. Иконопись Лекции по истории искусства

С 1230 – распространение французских влияний. Его проявление в храмах Трира, Марбурга, Страсбурга.

Значение строительной деятельности доминиканского и францисканского орденов для Германии. Сильнейшее воплощение идеи единства пространства – вплоть до отказа от классических готических элементов, его дробящих: трансепта, деамбулатория, венка капелл. Архаизмы и новые конструктивные элементы как средство выявления сакральной значимости пространства: сохранение деревянного двускатного перекрытия в нефе (пространство для мирян), применение готических конструкций свода в хоре (пространство для духовенства). Отсюда новая концепция хора: длиннее и выше нефа, с высокими ланцетовидными окнами, без скульптуры, но с большими нарративными циклами росписей. Это лучшее проявление специфики и духа Sondergotik.

Доминиканские храмы: в Регенсбурге (с 1248), в Констанце (после 1236). Лучшие храмы этих орденов: в верхнем бассейне Рейна, к началу XIV века: в Кольмаре (около 1330, доминиканский), во Фрайбурге-им-Бресгау (I четверть XIV века, францисканский). Собор во Фрайбурге: деление башни-фасада на ярусы, специфика кладки, проблема соотношения башни-фасада и тела храма. Нижний ярус башни - независимый от центрального нефа элемент и его интеграция в здание с помощью боковых нефов. Сохранение в этом следов раннесредневековой традиции вестверка. Архитектурное и декоративное решение шпиля собора. Влияние на Ульм, шпиль Страсбурга и др. Однобашенный собор как выражение специфических особенностей немецкой готики.

Лучшие готические постройки Германии – с конца XIII века. XIV век: соборы Кельна, Страсбурга, Ульма, Аахена, Эрфурта.

Поздняя готика – середина и вторая половина XV века. Аннаберг, Берн, Вена, завершение Страсбурга.

Хорин (XIII) - пример цистерцианского храма и еще один вариант «кирпичной» готики. Архаизирующие конструктивные элементы (чередование опор из романской системы) и их обусловленность цистерцианской идеологией. Влияние цистерцианской эстетики на характер архитектурной композиции и образа: в чистоте линий и лаконизме форм, в усилении мистических идей и иррационального настроя. Доминанта ирреальности и дематериализации в восприятии фасада. Автономность фасада и интерьера, отсутствие рациональных связей между ними, структура интерьера никак не выражена на фасаде. Контраст между тяжелым цокольным ярусом фасада и подчеркнутым вертикализмом ланцетовидных окон и ниш. Строгая симметрия фасада, жесткое подчинение боковых частей центральной.

Важнейшие готические постройки: Собор в Магдебурге (1209 - 1363); Собор в Марбурге (1235 - 1283); Собор в Трире (1245 - 1253); Собор во Фрайбурге (XIII - XVI); Собор в Страсбурге (сер. XIII - XV); Собор в Кельне (1248 - 1350, XIX); Доминиканский храм в Ратисбонне (1245 - нач. XIV); Собор в Хорине (XIII); Собор в Ульме (1377 - конец XV).

Архитектура Испании.

Периодизация: ранняя готика (с точки зрения некоторых авторов – переходный стиль): последняя треть XII века – 20-е годы XIII века; высокая готика – после 1220 года до начала XV века; поздняя готика (последовательно сменяющие друг друга фазы – пламенеющая готика, изабеллино, платереск, национальный стиль) – вторая треть XV до конца XVI века.

Дискуссия о путях распространения готики в Испании: через формы цистерцианской архитектуры; через французские влияния. Региональные отличия в развитии готического стиля. Арабская архитектура как источник оригинальных решений, присущих испанскому готическому зодчеству на всех этапах его развития. 

Ранняя готика (или переходный стиль). Развитие цистерцианского зодчества в Испании в последней трети XII века и вопрос о появлении протоготических черт в нем. Два памятника цистерцианской каталонской архитектуры с типологически сходными чертами: 1) Церковь Санта Мария в аббатстве Поблет – начата при Альфонсе I, 1162-1196, перестройка в 1316-1348. Применение в плане латинского креста бенедектинских черт (деамбулаторий и венок капелл), сочетание романских и протоготических характеристик. Цилиндрический свод в центральном нефе и нервюрный – в боковых. Типичная для цистерцианцев чистота и строгость архитектурных форм, конструктивная «обнаженность» архитектурных элементов, отсутствие даже растительного декора на капителях. Перестройка октагональной башни над средокрестием в XIV веке, в формах зрелой готики. 2) Церковь аббатства Сантес Креус – начата в 1174 г. Последовательное применение цистерцианского плана в форме латинского креста с прямоугольными капеллами в восточном конце, нервюрный свод в центральном нефе. Проявление типологических черт цистерцианского зодчества в архитектурном оформлении интерьера. Перестройка октагональной башни над средокрестием в XIV веке, в формах зрелой готики. Конструктивное сходство между цистерцианскими памятниками и протоготическими (переходными) памятниками – соборы в Таррагоне, Ллериде и др. Собор в Таррагоне: начат в конце XII века, фасад – между 1272-1289 г., трхнефный. Черты, определяющие его переходный характер: без деамбулатория, двухчастная стена, без трифориев, массивная, напоминающая романику кладка, мощные, тяжелые опоры, обширная поверхность гладкой стены. Символическое, функциональное и конструктивное значение купола на тромпах над средокрестием (симборио) в решении интерьера и в системе освещения собора. Применение нервюр в нем. Контраст между сложным, декоративным оформлением интерьера и очень лаконичным и строгим, лишенным излишеств видом экстерьера – черта, определяющая архитектурную композицию многих испанских памятников на протяжении ранней и развитой готики. Собор в Таррагоне как образец для строительства собора в Ллериде (1203 – 1278). Отражение в архитектурной программе собора в Сигуэнсе (Кастилия) (1124 – 1495) разных этапов развития от романики к готике – романский, протоготический, готический.

Влияния французской архитектуры в формировании испанской готики - формы и регионы. Формирование на этой основе типологических групп: а) Лангедокские влияния в соборах Таррагоны, Ллериды, Сигуэнсы. Общее сильное влияние монастырской готической архитектуры южной и югозападной Франции и Бургундии в Каталонии. б) Аквитанские влияния в сочетании с исламскими. Собор в Саморе (1151 – 1174, неф и купол – XIII века, более поздние перестройки, неоклассический западный фасад). Романские и романо-готические черты в нефах и на южном фасаде. Применение стрельчатых арок и стрельчатого свода. Круглый, световой, «чешуйчатый» (связь с архитектурой Пуату?) купол на парусах над средокрестием – византийские и другие восточные влияния. Применение в нем нервюр. Старый собор в Саламанке (XII в.). Применение стрельчатых арок и нервюр в перекрытиях. В средокрестии – купол на круглом световом барабане на парусах, опирающихся на стрельчатых арках.

Зрелая готика. Место собора в Авиле (конец XII – начало XIII в.) в эволюции испанской архитектуры от переходной к готической эпохе. Сочетание бургундских, норманнских черт и влияние архитектуры Иль-де-Франс в нем. Применение двойного деамбулатория, венка капелл, нервюрных сводов. XIII век: храмы в Бургосе, Бурго де Осма, Толедо - влияние классических готических соборов Иль-де-Франса. Собор в Леоне – лучший пример подражания французским образцам высокой готики.

XIV век – расцвет каталонской готики. Кафедральный собор в Барселоне (начат в 1298) – ориентация на готику южной Франции (соборы в Альби, Каркассоне, Наррбоне). Особая выразительность интерьера за счет его псевдозальности, подчеркнутого вертикализма, завышенных арок опор. Продолжение и доведение до совершенства этой линии в церкви Санта Мария дель Мар (1329 – 1384). Строительство хора собора в Жероне по образцу барселонского собора с 1312 по 1347 г. Варианты каталонской готики, реализованные в соборах Тортосы, Манресы и Пальма де Майорка. Формирование типа однонефного готического собора с капеллами между внутренними контрфорсами (в Барселоне – с второй половины XIII века), его распространение и вариации по обе стороны Пиренеев. Санта Мария дель Пи (начат в 1326 г.) и Санта Анна в Барселоне.

Поздняя готика – с третьего десятилетия XV по конец XVI века. Встреча Ренессанса и поздней готики во второй половине XVI столетия. Вопрос о взаимодействия мавританских и готических элементов на всем протяжении эволюции поздней готики.

XV и XVI века: соборы в Овиедо, Севилье, Саламанке, Сарагосе, достройка храма в Бургосе.

Собор в Севилье – пример «национальной готики». Сильные мавританские влияния на архитектуру Андалузии, нашедшие отражение в его архитектуре. Слияние в интерьере разных региональных особенностей: тенденция к зальности, завышение аркад опор, капеллы между внутренними контрфорсами. Особенности декора, его роль во внутреннем пространстве. Синтез декора, скульптуры и архитектуры в севильском соборе. Дальнейшее развитие «национального готического стиля» в соборах Саламанки и Сеговии. 


История живописи, архитектуры, дизайна