Лекции по истории искусств История рекламной фотографии Аналоговая фотография и ее значение в рекламном дизайне Методы обработки рекламной полиграфии Создание компьютерных фотоэффектов

Живопись Италии. Место и значение итальянских художественных центров в искусстве Западной Европы этого времени. Роль античного и раннехристианского наследия в итальянском искусстве и ориентация ряда школ на него. Италия как место встречи разнообразных художественных влияний – византийских, арабских, заальпийских. Региональные стилистические отличия. Возрождение и экспансия искусства мозаики в XII веке. Влияние византийского искусства на эти процессы.

Живопись севера Италии – Ломбардии и Эмилии. Сан Пьетро аль Монте в Чивате (1095). Сплавь местных традиций, влияний Византии и романской живописи Франции.

Южная Италия – в сфере византийского влияния. Последняя треть XI века – засилие византинизирующих тенденций: школа Монте Кассино и деятельность аббата Дезидерия (1058 – 1087). Работа константинопольских мозаичистов в храме Монте Кассино. Сант-Анджело ин Формис (последняя четверть XI века, между 1072-1087) – реплика искусства Монте Кассино, по заказу Дезидериуса, выполненная местными мастерами, возможно с участием византийских, или под их руководством. В центральном нефе – христологические сюжеты из 60 сцен. Страшный суд. Маэста в апсиде. Сюжеты Ветхого завета в боковых нефах. Вопрос об авторстве: в центральном нефе – более значительное влияние константинопольского искусства, в боковых – ближе к местной традиции.

Монументальная живопись Рима и Лациума: опора на старых иконографических и стилистических моделях. Лучший памятник: фрески нижней церкви Сан Клементе (первая четв. XII века) – сцены с чудесами св. Клемента, история св. Алексия. Орнаментальные заимствования с античных памятников в декоре. Характеристика стилистических особенностей в ее связи с античным наследием, и влияние на искусство Рима. Росписи Сан Пьетро в Тускании. Значение римского искусства XII века для развития иконографии.

Итальянские мозаики. Центры распространения искусства мозаики. Специфика синтеза местных и византийских традиций в каждом из них. Вопросы стиля, иконографии, техники. К храму Солнца примыкало несколько часовен — в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них — в честь Мама Кильи — Луны. Образ Луны в империи инков, как и у всех древних, связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для коим — жены инки.

Рим. Апсида верхней церкви Сан Клементе в Риме как пример использования раннехристианских иконографических схем. Трансформация и усложнение древней иконографии.

Венеция и Терра ферма. Мозаики атриума Сан Марко в Венеции. Купол Генезиса и его связь с раннехристианской иллюминации. Собор в Торчелло. Мозаики XI века (процессия апостолов), мозаики XII века (Богоматерь в апсиде, около 1190, Иисус Христос на троне и др.). Композиция Страшного суда (XII) и ее место в иконографии Страшного суда в романском искусстве. Мозаики Мурано.

Сицилия. Мозаики Чефалу (сер. XII века). Мозаики Палермо: Палатинская капелла (между 1130-1166), Марторана (между 1143-1151). Мозаики Монреале (закончены 1190). Мозаики королевского дворца в Палермо. Мозаики Сицилии – в ареале византийского искусства.

Живопись Испании. Формирование романского живописного стиля на основании собственных дороманских традиций, французских, итальянских, византийских, островных влияний. Проблема архитектоничности и технико-технологических особенностей романской испанской живописи. Региональные направления, их стилистические и иконографические характеристики.

Каталонская школа. Сложение романского стиля на протяжении XI века, его расцвет – последняя четверть XI-первая треть XII столетия. Стилистические направления внутри школы и их истоки: Круг Мастера из Педрета и ломбардские корни его искусства (Чивате). Особености живописной манеры – скорее графическая трактовка форм, интерес к их экспрессивной стилизации. Памятники – Сан Кир де Педрет (конец XI в.), Сант Пере де Бургал. Круг Мастера из Осорморта – под влиянием школы Пуату в целом и живописи крипты Сен Савен. Работы Мастера в Осорморте, Жероне, Вике. Живопись Тахула – Храмы Сан Клементе и Санта Мария в Тахуле (оба – 1123 г.), их живописный декор и иконографическая программа. Мастер Сан Клементе – яркая оригинальность, огромная суггестивная сила его стиля, специфический характер формотворчества, гораздо более сложная и развитая живописная техника.

Технология каталонской монументальной живописи в целом.

Каталонские антепендиумы – ярчайшее явление романского искусства региона, их роль в структуре всего алтаря, соотнесение с другими композиционными элементами. Живописная техника чисто каталонского происхождения, проблемы стиля и иконографии.

Кастилия и Леон. Формирование и распространение романского стиля в регионе. Влияние искусства запада и юго-запада Франции. В конце XII века: приезд одного из лучших миниатюристов романского стиля, участника декорации Винчестерской Библии, в Сигуэну и его роль в росписи храма. Рост английского влияния на позднероманскую живопись в Испании.

Живопись Пантеона королей в аббатстве Сан Исидоро в Леоне: крупнейший и важнейший комплекс в регионе. Проблема датировки и истоков стиля – начало XII века или 1167-1175, отсутствие точек опоры в местной традиции. Место и значение памятника в развитии принципов изображения сцен Нового Завета, проблемы иконографии. Календарный цикл с изображением работы месяцев.


История живописи, архитектуры, дизайна