Лекции по истории искусств История рекламной фотографии Аналоговая фотография и ее значение в рекламном дизайне Методы обработки рекламной полиграфии Создание компьютерных фотоэффектов

Романская архитектура Испании. Контакты с исламом и их влияние на процессы формотворчества. Значение мосарабского искусства. Проблема испанских черт (независимых от Франции) в романской архитектуре и их усиление на поздней стадии эволюции стиля.

Второй романский стиль в Каталонии (XII век). Более сложные архитектурные планы и композиции трансептами и деамбулаториями. Развитой скульптурный декор, сформировавшийся под влиянием скульптуры Руссийона, Прованса и Тулузы. Размещение скульптуры на капителях, порталах, в клуатрах. Собор в Ла Сеу де Ургелль (La Seu d’Urgel)l, клуатр собора в Жероне, клуатр собора в Таррагоне, аббатства в Сант Бенет де Багес (Sant Benet de Bages),Сант Пау дель Камп (Sant Pau del Camp, Барселона), Санта Мария в Риполле, Сант Пере де Бесалу (Sant Pere de Besalu), Сант Кугат дель Валлес (Sant Cugat del Valles) и др. Сан Клементе и Санта Мария в Тахуле. Продолжение и совершенствование ломбардской линии первого романского стиля в Каталонии: Сант Пере де Галлигантс (Sant Pere de Galligants) в Жероне, Санта Мария и Сант Пере в Террасе. Sant Pere de Galligants – образцовый пример романского храма в Каталонии. Переходный характер архитектуры соборов в Таррагоне и Sant Cugat del Valles – строительство во второй половине XII века по классическому ломбардскому плану, более поздняя замена цилиндрического свода центрального нефа на нервюрный.

Храм Сант Яго да Компостелла - образец паломнической архитектуры в Испании. Место и значение базилики - в духовном плане, в рамках религиозной жизни эпохи, в истории архитектуры.

Архитектура Арагона. Собор в Иаке, XI век, - среди первых романских сооружений Испании.

Архитектура Кастилии. Сан Мартен де Фромиста - архитектурная концепция удивительной целостности. Сходство с храмами юго-западной Франции.

Храмы Леона. Сан Исидоро – посвящен Исидору Севильскому, построен в связи с перенесением сюда его мощей. Первый этап строительства – 1063 год. Часть первой базилики послужила нартексом для более поздней – так называемый Пантеон королей (ок. 1065, место захоронения леонских властителей). Второй этап – конец XI – XII век. Перестройка апсиды и трансепта в готическую эпоху, перестройка фасада в эпоху Ренессанса. Мосарабские черты в капителях опор. В религиозном мировоззрении майя выражено глубокое понимание законов гармонического единства мира, диалектики его развития. В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны. Они совмещают в себе два противоположных начала: жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Одного из главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли.

Архитектура Италии в романскую эпоху. Специфика итальянской романской архитектуры и ее причины: растворение романских форм в римском наследии, сохраняющееся влияние раннехристианской архитектуры, влияние Византии, архитектуры ислама и Ближнего Востока в целом, французского зодчества и т. д. «Латинский» характер итальянского зодчества - в удивительном чувстве форм, равновесии объемов и точности пропорций.

Значение центрических сооружений в итальянской архитектуре, символика их плана и композиции, типология: храмы - церковь Сан Томазо в Альменно, Сан Бартоломео, провинция Бергамо; баптистерии - в Пизе, Парме и др; кампаниллы.

Раннее развитие городской архитектуры в связи с особенностями социально-экономического и политического развития Италии. Формирование городского соборного комплекса (собор, баптистерий, кампанилла) как ранний пример архитектурного ансамбля. Пизанский комплекс - яркое воплощение норм ансамблевого подхода на всех его уровнях.

Храм Санта Мария в Портоново - пример законченного и последовательного применения принципов романской архитектуры в Италии.

Пластический декор клуатра Санто Доминго де Силос – одна из вершин романской скульптуры в Испании. Скульптура капителей – в ансамбле образует один из наиболее развернутых романских «бестиариев» в сочетании с растительным декором. Влияние мосарабских традиций. Сцены их жизни Христа – проявление протоготических черт. Скульптура угловых столбов: сцены из жизни Христа и Марии: Вознесение, Сошествие Св. Духа, Снятие с креста, Положение во гроб и Воскресение (соединены в одной композиции), Ученики в Эммаусе, Неверие Фомы, Благовещение, Древо Иессеево.


История живописи, архитектуры, дизайна