Лекции по истории искусств История рекламной фотографии Аналоговая фотография и ее значение в рекламном дизайне Методы обработки рекламной полиграфии Создание компьютерных фотоэффектов

«Первый романский стиль». Значение XI столетия в формировании романского стиля. Распространение первого романского стиля: географическое - северная и центральная Италия, Каталония, нижний Лангедок, Прованс, долины Роны и Соны, рейнские земли, частично центральная Европа и хронологическое – первые черты проявляются в некоторых регионах уже в середине X века. К 1060-1080 уступает место зрелому романскому стилю. У его истоков - противоборство и взаимопроникновение культур Востока и Рима, средиземноморской и варварской архитектурных традиций. Сосуществование первой романики с другими стилистическими тенденциями в XI веке.

Единство стиля «первой романики» – А) применение однотипного архитектурного декора. Ломбардский декор - основной источник архитектурно-декоративного убранства романского стиля. Б) однородная строительная техника, В) сводчатые перекрытия в криптах, хорах, боковых нефах, Г) отсутствие или редкое применение сводов в центральных частях храма – центральном нефе, трансепте. Тенденция преемственности от XI к XII веку в регионах, где сформировался первый романский стиль.

Италия. Раннее развитие первого романского стиля – почти все его черты появляются до 950 года (Сент Этьенн в Вероне, Сан Феликс в Павии, Санта Мария Маджоре в Ломелло, Сан Парагорио в Ноли). Комаские мастера - среди зачинателей романского стиля и романской строительной техники.

Каталония - с 950 по 1070 г. Специфика развития романики в Каталонии на основе: А) достижений архитектуры и искусства в эпоху вестготов; Б) сильного ломбардского влияния, начиная с первого романского стиля и почти до конца XII века. Ломбардские черты – прежде всего в плане здания и его архитектурном декоре. Другие интенсивные контакты с Италией и Францией. Незначительная степень воздействия мосарабского искусства в Каталонии. Памятники:Sant Jaume de Frontanya, Sant Serni de Tavernoles, Sant Llorens del Munt, звонницы соборов в Вике и Жероне. Философская мысль в Японии длительное время продолжала существовать в виде буддийских теорий и синтоистских учений, формировавшихся под влиянием буддизма и конфуцианства. И только обретшая силу в период Токугава конфуцианская мысль утвердила самостоятельность разума по отношению к вере.

Раннее появление сводов над центральными нефами в Каталонии и восточные влияния в этом. а) продольные цилиндрические своды: Санта-Чечилия де Монтсеррат (X в), Сен Мартен дю Канигу (1009), б) цилиндрические своды на подпружных арках: Sant Pere de Casseres (1010), Arles-sur-Tech (1046), Elne (1042-1068).

Тип больших базилик с трансептами и с куполом на тромпах над средокрестием: Санта Мария в Риполле (1032), Сант Висент де Кардона (1040). Этот же тип во Франции: в Chapaize (1020), Sant-Guilhem-le-Desert (1076), Saint-Desire de Lons-le-Sonier (после 1085).

Леон. Особенности развития первого романского стиля: применение подковообразной арки в опорах и плане апсид, иногда почти закрытых. Вестготские корни этих черт как и почти закрытого портиком хора. Сохранение боковых галерей по типу Сан Мигель де Эскалада.

Кастилия как один из центров первого романского искусства. Сан Хуан де Бауделио, Сан Миллан де ла Коголла.

Франция. Начало развития романской архитектуры - первая половина XI века. (Сен-Жермен-де-Пре в Париже, кафедральный собор Сент-Эньян в Орлеане, первый собор в Шартре, второй собор Сен-Реми в Реймсе). Черты романики в бургундских храмах Сен Бенин в Дижоне, Сен Филибер в Турню, Сент Этьенн в Оксерре. Формирование ряда важных для дальнейшего развития архитектуры композиционных элементов - восточного завершения храма с деамбулаторием и венком капелл, западного фасада с двубашенным обрамлением и поярусным оформлением. Клуатр, его архитектурное решение и скульптурное убранство, композиционная и семантическая связь с храмом.

Романская архитектура Франции.

Развитие романской архитектуры на территории Франции в рамках единой концепции и единого духовного устремления (в отличие от Италии). Наличие регионального многообразия и поиск общего знаменателя. Теория «школ» и научная полемика вокруг нее. Вариативность архитектурных композиций на уровне одного региона. Методы новой систематизации архитектурных памятников по характеру сводчатого перекрытия главного нефа (Pierre Lavedan): а) неф с цилиндрическим или крестовым сводом, без галерей над боковыми нефами – Бургундия, Пуату, Прованс; б) неф с цилиндрическим или крестовым сводом и с галереями над боковыми нефами – Овернь и паломнические храмы; в) храмы, перекрытые чередующимися куполами на парусах, с одним широким нефом и одной апсидой по ширине нефа, - в Ангумуа, Перигоре, Керси и три храма вне этих регионов - Сен-Хилер в Пуатье, храм в Солиньяке, кафедральный собор в Пюи (купол на тромпах, вопрос о мусульманском влиянии).

Так называемые паломнические храмы. Образцовое воплощение романской архитектурной конструкции и идеи храма в целом (Сен Сернен в Тулузе, Сент Фуа в Конке, Сен Мартен в Туре, Сен Марциал в Лиможе, Сант Яго да Компостелла в Испании). Подчеркнутая функциональность архитектурной композиции. Типологическая принадлежность внутренней структуры к романике, отсутствие принципиальной возможности ее трансформации к готике: а) в наличии галерей над боковыми нефами; б) в двухчастном делении стены центрального нефа – уровень опор и уровень галерей; в) в обусловленном этим отсутствии прямого освещения центрального нефа. Применение цилиндрических сводов на подпружных арках в центральном нефе и крестовых – в боковых. Синтез архитектуры и скульптуры в экстерьере и интерьере. Подчеркнутое развитие внешних объемов к восточному концу храма с лучевыми апсидиолами.

Роль и место аббатства Клюни в романской культуре. Клюни III. Архитектура Бургундии. История строительства храма свв. Петра и Павла в Клюни и образ идеального храма. Трехярусное решение стены: уровень опор, трифорий, окна, тип прямого освещения центрального нефа. Влияние архитектуры, скульптуры и живописи Клюни на искусство многих регионов, входящих в клюнийскую конгрегацию. Круг клюнийских памятников в Бургундии - Парей ле Мониаль, Сен Лазар в Отэне, Notre Dame de Beaune, собор в Лангре и др.

Другое направление в архитектуре Бургундии – храм Сент Мадлен в Везлее и примыкающие к нему памятники: Сен Лазар в Аваллоне и др. Двухярусное решение без галерей (уровень опор, окна), прямое освещение центрального нефа. Исключительное качество романской архитектуры в Бургундии. Типы сводов – цилиндрические (на подпружных арках), крестовые.


История живописи, архитектуры, дизайна