Лекции по истории искусств История рекламной фотографии Аналоговая фотография и ее значение в рекламном дизайне Методы обработки рекламной полиграфии Создание компьютерных фотоэффектов

Искусство Рима времен варварских королевств.

Живопись «малого римского Возрождения» и Пасхалиевского «ренессанса»:

Первая попытка возвращения к раннехристианскому искусству и причины, вызвавшие ее. Программа монументального живописного декора (мозаики, фрески) римских церквей – идейные основания, реконструкция раннехристианских образцов, новые смыслы. Санта Мария Антиква – первые росписи – VI век. Фрагмент «Богоматери на троне» с двумя ангелами по сторонам. Сходство с иконографическим и композиционным типом, сложившимся в иконописи, но новая, по сравнению с Санта Мария Маджоре, концепция образа Марии, акцент на ее божественную сущность. Самое раннее изображение Богоматери с короной на голове. Дальнейшее преодоление принципов античного нарративизма и подражания натуре. Икона из Санта Мария Трастевере (начало VIII века) – с одной стороны - почти точное повторение иконографического типа, с другой – его внутренняя трансформация под влиянием идеи иератизма.

Фрески начала VII века – фрагменты Благовещения: «импрессионистический» характер живописи, близость к римской живописной технике I века. В целом – искусство, характерное для эллинистической традиции и ее преломления в начале н. э. в Риме. Фрески середины VII века с изображением четырех мучеников. Стилистическое сходство с изображениями в Санта Мария ин Валле в Чивидале. Механическая и химическая основы фотографии были известны давно. Камеру-обскуру — ящик с небольшим отверстием в одной из сторон — знали еще в античности.

Фрески начала VIII века: в апсиде (не сохранились), в триумфальной арке. Сходство с эллинистическими отголосками в Благовещении. Сложная иконографическая программа, идея единства западной и восточной церквей. Переход от единичных нарративных сцен к синтетическому выражению богословской идеи, один из самых ранних примеров зависимости расположения живописного декора от основных архитектурных элементов, архитектоничность построения композиции, раскрывающей разуму божественную сущность – во всем этом рождение средневекового искусства.

Фрески середины VIII века (эпохи папы Захария: 741 – 752): фигуры мучеников, изображенных в рост. Фронтальность, отсутствие интереса к индивидуальной характеристике, редукция фигур и лиц до живописной формулы. Ближайшая параллель – изображения в Санта Мария ин Валле в Чивидале.

Фрески в Кастельсеприо. Проблема датировки – с VII по X век. Византийская традиция, сходство с манускриптами, выполненными в императорских мастерских Константинополя. Близость этих фресок к живописи Сан Сальваторе в Брешии (около 753).

Поздние фрески в Санта Мария Антиква, Кастельсеприо, Сан Сальваторе в Брешии – примеры североитальянского искусства, соединяющего в себе черты Востока и Запада, традиции восточного Средиземноморья, переложенные на латинский лад. Данная традиция – вне каролингской, хотя с ней взаимодействует.

Возобновление иконоборчества в Византии при императоре Льве V Армянине. Заступничество папы Пасхалия I. Переезд многих греческих монахов в Италию, особенно Южную. Организация греческих монастырей в Риме и в Южной Италии. На основе этих факторов - нарастающее византийское влияние в искусстве Запада. 

Деятельность папы Пасхалия I по реконструкции и украшению мозаиками Санта Мария ин Домника, Санта Праседе, Санта Чечилия (817 – 824) и ее ретроспективный характер. Стремление сохранить особенности позднеантичных христианских храмов, воздвигнутых ранее. Архитектура и живопись раннехристианского Рима как образцы в художественной деятельности Пасхалия I. Влияние византийского искусства на мозаический декор этих храмов и прямое, доминирующее участие греческих монахов в украшении храмов. Мозаики Санта Мария ин Домника – первое в Риме изображение Богоматери в апсиде, иконография Царицы небесной, по сторонам трона – ангелы в белых туниках с золотыми крыльями. Изображение коленопреклонного Пасхалия I. Подчеркнутая иератичность образа Богоматери. Сходство между этим образом и изображением Богоматери в Св. Софии в Салониках. Черты восточного искусства в этом памятнике – нимбы ангелов, расположенные один над другим, и обозначающие многочисленность ангельской свиты. Отказ от античной перспективы, построение пространства не в глубину, а по вертикали. Над конхой апсиды – мозаический фриз: Иисус Христос среди апостолов. Первое в Риме изображение Христа, восседающего на радуге – параллель с мозаикой V века в Хосиос Давид в Салониках: визуальный образ слов пророка Иезекиила, сравнившего радугу с Божественным светом.

Базилика Санта Праседе. Реконструкция базилики как храм – мартирий и перенесение туда мощей пап и мучеников, остававшихся в катакомбах. Устройство крипты, одной из самых первых в Риме, для размещения реликвий. Связь с возросшим значением самого культа реликвий в Риме в эпоху иконоборчества. (Почти одновременное появление (чуть раньше) крипты в Санта Мария ин Космедин). Размещение части реликвий в капеллах, построенных для этого. Мозаики Санта Праседе: апсида и триумфальная арка. Сцена представления на небесах Св. Праседе и Св. Пуденцианы Христу апостолами Петром и Павлом. Влияние на композицию, колорит и иконографию сцены апсидиальной мозаики в церкви деи Санти Косма е Дамиано. Отсюда – изображение папы Пасхалия как донатора не в коленопреклоненной позе, а во весь рост, предстоящим перед Христом. Триумфальная арка: изображение небесного Иерусалима. Наряду с подражанием раннехристианским памятникам – дальнейшая эволюция стиля к полному вытеснению античного натурализма условностью, иератизмом, абстрактным декоративизмом. Мозаики капеллы Сан Дзено в Санта Праседе: возможно работали те же мастера, что и в базилике. Но в стиле капеллы - больше византийских влияний. Композиция из четырех ангелов, стоящих на голубых сферах и поддерживающих бюст Христа, изображения апостолов и святых в круглых медальонах (сходство с мозаиками св. Дмитрия в Салониках). Черты византийской иконографии в сценах Преображения (частично сохранилась), Деисуса (Богоматерь и Иоанн Креститель друг против друга в молитвенной позе), св. Петр и св. Павел по сторонам Престола уготованного (Этимасии).

Санта Чечилия ин Трастевере. Легенда об обретении мощей Св. Чечилии. Мозаики храма. В апсиде – тема, созвучная композиции в Санта Праседе: представление на небесах св. Чечилии и св. Валериана Христу апостолами Петром и Павлом. Изображение папы Пасхалия I. Иная стилистика и эмоциональное содержание образного строя по сравнению с Санта Праседе.

Папа Григорий IV и его строительная и художественная деятельность. Реконструкция базилики Сан Марко в Риме. Мозаика апсиды, ее связь с композицией в церкви деи Санти Косма е Дамиано, и, одновременно – все большее отдаление от этого образца. Нарастание иератичности в композиционном построении и характеристике образов. Сильное византийское влияние.

Мозаики Санта Аньезе и Сан Лоренцо в Риме. 


История живописи, архитектуры, дизайна