Лекции по истории искусств История рекламной фотографии Аналоговая фотография и ее значение в рекламном дизайне Методы обработки рекламной полиграфии Создание компьютерных фотоэффектов

СВ.София Константинопольская.

532-537 года. Это купольная базилика. 71 на 77 метров. Трехнефная. 1 храм - еще при Константине. При Юстиниане в начале 526 году было восстание, страшно подавленное. Чтобы замолить массовые убийства, Юстиниан решил построить храм на месте сгоревшей церкви. +необходимость главного городского собора - для утверждения мощи империи. София. пирамидальная композиция. иерархия объемов. Тип купольной базилики, но огромные масштабы и пространства. 1 центральный купол, для передачи распора- полукупола, для укрепления – контрфорсы (в 9 веке) Был атриум. Экзонартекс, затем нартекс .- в них - крестовые своды. Стены - плинфа. Множество окон, дематериализация стены, массы. Высота от пола до купола-64 метра. Диаметр 32 м. Архитекторы: Анфимий из Трал, Исидор из Милета. 4 огромных столба. План стремится к квадрату. С В и З - две огромных полукупольных конхи. На В -апсида, + к ней примыкают 3 экседры. Пространство: спокойное, центрическое, созерцательное. 2 боковых нефа, они отделены колоннами от центрального. На 1 ярусе-4 колонны, на 2 – 6. Переход от сводов к куполу -через паруса. Многочисленные окна. Так как всю тяжесть принимают столбы, а распор -полукупола (на З и В),а на С и Ю распор через столбы -на контрфосры. Сочетание продольного движения при входе и центричности под куполом. Тектоника скрыта от зрителя. Стены - в мраморной облицовке (внизу) и мозаиках (сохр частично) Главный эффект-парение купола.

Театр эпохи Возрождения Гуманизм - характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения в Италии. Переворот, произведенный гуманистами в драматургии и театре: отказ от религиозной тематики, создание драматургии, рисующей борьбу земных, человеческих страстей. Синтез гуманистической культуры и традиций народного театра. Национальное своеобразие ренессансного театра в разных странах. Поздний характер развития театра по сравнению с другими видами искусств.

Купольные базилики.

NB София Константинопольская - смотрите отдельный вопрос по ней. ИЗ купольной базилики – затем - крестово-купольный храм. В типе куп. Базилики - соединение 2 идей: Продольное движение и центрическое предстояние. проблема: у купола - распор, надо его погасить. Базилика св.Ирины в Константинополе(первая 4 века - обычная базилика., затем перестроили в 6 веке купольную, купол перестроен в 7 веке) 6 век: трехнефная, с одной апсидой, граненной. Полосатая кладка. Кирпичные стены с большими окнами. В боковых нефах - крестовые своды. 2 яруса. На западе - цилиндрические своды. В 6 веке-1 купол,затем-2-ой над базиликальным хвостом. В 7 веке подпружные арки продлили до внешних стен---получились рукава креста, то есть фактически крестово-купольный. А алтаре - маленький театрон для епископов (в этом храме часто проводили соборы). В апсиде 3 окна. Ц.Марии в Эфесе Базилика еще с 4 века,3 нефа, со стропильным перекрытием. В 6 веке приделали купол на 4 столбах. Для погашения распора -цилиндрические своды. Купол рухнул. Ц.св.Тита на Крите. Для погашения распора -полукруглые апсиды. NB появление боковых апсид. Сирия. Ц.Каср ибн Вардан рядом с дворцом. Полосатая кладка. Апсида вписана, снаружи не выявлена. Основной вход - на юге. 3 нефа. Натрекс шире храма. По бокам - две лестничные башни. Тип компактной купольной базилики. Распор на цилиндрические своды.(З и В). На С и Ю - только подпружные арки. Есть зорпы. На З т-образные столбы. На В - г-образные. Здания крестообразного плана. Ц.св.Апостолов в Константинополе(не сохр) В центре -саркофаг Константина. По сторонам - саркофаги апостолов. По сути-2 пересекающихся базилики. 5 куполов. 2 яруса, круговой обход. возможно он стал образцом для св.Марка в Венеции. Ц.Св.Иоанна Богослова в Эфесе. Первоначально 5 век - обычная базилика с плоским перекрытием. З-В 3 нефа, С-Ю-5 нефов. Затем 6 куполов. План латинского креста. Был артий.+5 куполов над нартексом. Между столбами - аркады на колоннах. Чуть расширены подпружные арки для погашения распора. Полосатая кладка. Но столбы - из камня.

Проблема возникновения крестово-купольного храма.

7 век-нашествие арабов. обеднение населения, изменение мировоззрения у византийцев. +развитие литургии---необходимость нового типа храма. Бог -прост, един, неизменен, абсолютен. В Купольных базиликах - сложное пространство, нет полной центричности, простого единства, молящиеся делятся на группы. Новое представление богословской мысли—необходимость нового типа в виде свободно расположенного креста, вписанного в квадрат. В центре –купол. Сложно проследить формирования кр-куп. Храма(примерно 600-850гг) Сохранилось около 12 храмов этого периода. В формировании кр-купольного типа Константинополь не играл важнейшей роли. NB есть теория происхождения кр-к храма из купольной базилики, хотя есть и храм св.Дмитрия (Осиос Давид) еще 3четв 5 века - фактически сложившийся кр-к храм. хотя и маленький, так что скорее всего, формирование параллельно, но в зависимости от культурной потребности тот или иной тип доминировал. Однако если следить по 1 теории, то вот такие памятники(хронология не зависит) Дере-Ази (в Малой Азии) нач. 10 века. Купольная базилика трехнефная с выделенным куполом. В целом старая структура, 2 яруса, круговой обход, но купол – по центру и подпружные арки на З и В расширены для приема распора. На С и Ю - узкие подпружные арки. они не держат распор, он передан на контрофорсы боковых стен. С-З и В от купола идут цилиндр своды. Храм в Мирах Ликийских (Ц.св.Николая 8 века) Укороченная, расширенная купольная базилика. Купол в середине. В боковых нефах -цилиндрические своды, есть круговой обход, масса стены расширяется, а проемы уменьшаются. Есть нартекс и экзонартекс. Гераса Ц. св. Апостолов, пророков и мучеников 465 год. По сути 2 перекрещивающиеся базилики, на пересечении крест с средокрестием, в центре был шатер? 1 апсида, по углам отдельные замкнутые капеллы. 6 век а Анталии Кумани-Джами. Купольная базилика, но вместо купола шатер, + выделены 4 рукава креста, в углах - пониженные капеллы. Но нет сводов, плоское перекрытие. 2 ярусный круговой обход. Крестово-купольные храмы. Ц.Успения в Нике (не сохр) конец 7 –нач. 8. 3 нефа, 3 апсиды, квадр план, в центре купол, по сторонам-4 цилиндр свода (рукава креста) Но есть и круговой обход. Виден пространственный эффект центра. Есть дьконник и жертвенник, одноярусный обход, с вписанным в него нартексом. приподнятый граненный купол. тройные окна на рукавах креста. На западном фасаде лопатки соответствуют столбам. Позакомарное перекрытие? В стене - ниши. Подпружные арки увеличены за счет подкупольных столбов. Фессалоники Ц. Осиос Давид 3четв 5 века. небольшой крест - к. храм. купол на четвериком опор и 4 рукава креста - цилиндр своды

По углам - пониженные своды(внешне-пониженные компортименты). Св. София в Фесаллониках нач 8 века. Кубическая в объеме, квадратная в плане. Рост крепостного характера построек. Возрастание интереса к массе. У купола растет барабан. 3 апсиды граненные. Снаружи – барабан - кубический постамент. В стенах много окон, но они не сливаются воедино. Есть выступающие контрофорсы. Равноконечный крест, мощные опоры с внутренними прохода, то есть у опор как бы 4 ноги. Вся структура 2-ярусная. +галерея –обход. Окон меньше---полумрак. Все перекрыто цилиндр сводами. К западному фасаду приделана башня. Есть нартекс с крестовыми приподнятыми сводами.—напоминают плоские куполочки.


История живописи, архитектуры, дизайна